Конвейерные ролики улучшенной конструкции

При до­бы­че уг­ля и дру­гих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых кон­вей­ер­ный транс­порт по­лу­ча­ет все боль­шее раз­ви­тие. Пол­ная кон­вей­е­ри­за­ция транс­порт­ных си­с­тем уголь­ных шахт – впол­не ре­аль­ная за­да­ча, ко­то­рая уже ре­а­ли­зо­ва­на на ря­де круп­ных пред­при­я­тий .

Ана­лиз на­деж­но­с­ти раз­лич­ных уз­лов лен­точ­ных кон­вей­е­ров на уголь­ных шах­тах, же­ле­зо­руд­ных ка­рь­е­рах и дру­гих пред­при­я­ти­ях по­ка­зал, что кон­вей­ер­ные ро­ли­ки, на­ря­ду с лен­той, име­ют на­и­мень­ший ре­сурс и тре­бу­ют на­и­боль­ших за­трат тру­да и де­неж­ных средств на за­ме­ну, ре­монт и об­слу­жи­ва­ние (30–40% и бо­лее экс­плу­а­та­ци­он­ных за­трат), а об­щая их сто­и­мость со­став­ля­ет 25–30% от сто­и­мо­с­ти кон­вей­е­ра.

статья2.JPG

Ре­сурс кон­вей­ер­ных ро­ли­ков на шах­тах в уз­лах за­груз­ки со­став­ля­ет от 0.5 до 1.0 го­да, а по ста­ву кон­вей­е­ра – от 0.7 до 2.5 лет, со­став­ляя в сред­нем 1.7 го­да. Рас­чет­ный срок служ­бы сред­не­го, на­и­бо­лее на­гру­жен­но­го ро­ли­ка, при ши­ри­не лен­ты 1200 мм при­ни­ма­ет­ся рав­ным 35 тыс. ч, что в не­сколь­ко раз боль­ше фак­ти­че­с­ко­го.

На не­ко­то­рых кон­вей­ер­ных ли­ни­ях боль­шой про­тя­жен­но­с­ти чис­ло ро­ли­ков до­сти­га­ет не­сколь­ких де­сят­ков ты­сяч. Ро­ли­ки об­нов­ля­ют­ся за вре­мя экс­плу­а­та­ции кон­вей­е­ра от 2 до 5 раз. Еже­год­ная об­щая по­треб­ность в ро­ли­ках, на­при­мер, для шахт ОАО «Вор­ку­та­у­голь» со­став­ля­ет 150 тыс. шт., од­на­ко удов­ле­тво­ря­ет­ся она все­го на 30% из-за от­сут­ст­вия не­об­хо­ди­мых де­неж­ных средств. По­это­му про­из­вод­ст­вен­ни­ки вы­нуж­де­ны уве­ли­чи­вать шаг ус­та­нов­ки ро­ли­ков в 2–3 ра­за, что, ес­те­ст­вен­но, ска­зы­ва­ет­ся на ре­сур­се лен­ты и энер­го­ем­ко­с­ти транс­порт­но­го про­цес­са.

Ро­ли­ки име­ют сле­ду­ю­щие от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­с­ти:

·             соб­ст­вен­ный ори­ги­наль­ный под­шип­ни­ко­вый узел;

·             за­мк­ну­тый ав­то­ном­ный вну­т­рен­ний объ­ем;

·             спе­ци­аль­но рас­счи­тан­ное ла­би­ринт­ное уп­лот­не­ние. Со­еди­не­ние обе­чай­ки ро­ли­ка и кор­пу­са под­шип­ни­ко­во­го уз­ла мо­жет быть как в свар­ном, так и в валь­цо­ван­ном ис­пол­не­нии.

Кор­пус под­шип­ни­ко­во­го уз­ла штам­по­ван­ный из сталь­но­го ли­с­та, вслед­ст­вие че­го он, по срав­не­нию с ли­тым кор­пу­сом, име­ет мень­ший вес. Под­шип­ни­ко­вый узел со­сто­ит из (рис. 1):

1    – под­шип­ни­ка по ГОСТ 8338-75 или по тре­бо­ва­нию за­каз­чи­ка по ГОСТ 7242-81;

2    – зад­ней уп­лот­ни­тель­ной шай­бы или од­но­ка­наль­но­го ла­би­рин­та, ко­то­рый ста­вит­ся за под­шип­ник;

3    – сто­пор­но­го коль­ца по ГОСТ 13942-86;

4    – на­руж­но­го трех­ка­наль­но­го ла­би­рин­та, из­го­тов­лен­но­го из со­по­ли­ме­ра по­ли­эти­ле­на и по­ли­про­пи­ле­на, тем­пе­ра­тур­ные гра­ни­цы ис­поль­зо­ва­ния ко­то­ро­го от –50 до +50°С.

5    – кожух защитный.

Ма­те­ри­а­лы и за­зо­ры тща­тель­но по­до­б­ра­ны и рас­счи­та­ны. При раз­ра­бот­ке кон­ст­рук­ции ро­ли­ка об­раз­ца­ми слу­жи­ли мо­де­ли швед­ских, не­мец­ких и фин­ских фирм, до­ми­ни­ру­ю­щих на се­го­дняш­нем ев­ро­пей­ском рын­ке ро­ли­ков.

Со­че­та­ние вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных осо­бен­но­с­тей поз­во­ли­ло со­здать вы­со­ко­на­деж­ную кон­ст­рук­цию ро­ли­ка с за­мк­ну­тым ав­то­ном­ным вну­т­рен­ним объ­е­мом, не за­ви­ся­щим от ус­ло­вий внеш­ний сре­ды и мест экс­плу­а­та­ции. Ро­ли­ки, не тре­бу­ют ухо­да, до­пол­ни­тель­ной смаз­ки и ре­мон­та в те­че­нии все­го сро­ка экс­плу­а­та­ции, что вы­год­но от­ли­ча­ет их от ро­ли­ков дру­гих оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей.

Ори­ги­наль­ная кон­ст­рук­ция под­шип­ни­ко­во­го уз­ла обес­пе­чи­ва­ет за­щи­ту ла­би­ринт­но­го уп­лот­не­ния и са­мо­го под­шип­ни­ка при воз­ник­но­ве­нии та­ких ава­рий­ных си­ту­а­ций, ког­да тем­пе­ра­ту­ра на­руж­ной по­верх­но­с­ти ро­ли­ка по­вы­ша­ет­ся до 200–250°С. В этом слу­чае тем­пе­ра­ту­ра в под­шип­ни­ко­вом уз­ле не пре­вы­ша­ет до­пу­с­ти­мых в экс­плу­а­та­ции ве­ли­чин 140°С.

Пред­при­я­тие име­ет мо­биль­ное про­из­вод­ст­во, что поз­во­ля­ет лег­ко пе­ре­ст­ра­и­вать­ся на лю­бой ти­по­раз­мер по ди­а­ме­т­ру обе­чай­ки от 57 до 194 мм, дли­не ро­ли­ка, оси и раз­лич­ных ис­пол­не­ний кон­цов осей, вы­пол­нять лю­бые за­ка­зы да­же при ма­лых ве­ли­чи­нах пар­тий (50–100 штук).

За­вод име­ет так­же воз­мож­ность по­став­лять ро­ли­ко­опо­ры раз­лич­ных ти­по­раз­ме­ров и мо­ди­фи­ка­ций, под­вес­ные ро­ли­ко­вые гир­лян­ды, раз­лич­ные ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции, из­го­тав­ли­ва­е­мые по чер­те­жам за­каз­чи­ка.

Про­из­вод­ст­во гир­лян­до­вых ро­ли­ко­опор бу­дет рас­ши­рять­ся, так как ма­ги­с­т­раль­ные лен­точ­ные кон­вей­е­ра в ос­нов­ном име­ют ка­нат­ный став, и по­треб­ность в та­ких ро­ли­ко­опо­рах рас­тет. Эти ро­ли­ко­опо­ры име­ют боль­шие пре­иму­ще­ст­ва пе­ред же­ст­ки­ми: ес­ли ве­ли­чи­на кру­тя­ще­го мо­мен­та, вос­при­ни­ма­е­мая под­шип­ни­ко­вым уз­лом при воз­дей­ст­вии внеш­ней на­груз­ки в пре­де­лах 1.0–4.0 Кн, для ро­ли­ка на же­ст­кой опо­ре со­став­ля­ет 7–35 Нм, то для ро­ли­ка с уп­ру­гим эле­мен­том (гир­лян­да) – все­го 0.2–1.2 Нм. Это зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет ре­сурс под­шип­ни­ка. Гиб­кие эле­мен­ты при­мер­но вдвое сни­жа­ют ди­на­ми­че­с­кие на­груз­ки на лен­ту, что поз­во­ля­ет уве­ли­чить ско­рость дви­же­ния лен­ты в 1.4–1.5 ра­за.

Каж­дая пар­тия ро­ли­ков, по­став­ля­е­мая по­ку­па­те­лю, ком­плек­ту­ет­ся па­с­пор­том ка­че­ст­ва с ука­за­ни­ем га­ран­тий­но­го сро­ка 12 ме­ся­цев. Так как ис­поль­зо­ван ори­ги­наль­ный под­шип­ни­ко­вый узел с ла­би­ринт­ным уп­лот­не­ни­ем, обес­пе­чи­ва­ю­щим гер­ме­тич­ность вну­т­ри­ро­ли­ко­во­го про­ст­ран­ст­ва, срок экс­плу­а­та­ции ро­ли­ков со­став­ля­ет 36 ме­ся­цев и бо­лее, и име­ет­ся воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния ро­ли­ков в ус­ло­ви­ях аг­рес­сив­ной сре­ды и на по­жа­ро-взры­во­опас­ных про­из­вод­ст­вах. Бла­го­да­ря бо­лее низ­кой мас­се по срав­не­нию с дру­ги­ми ро­ли­ка­ми и в це­лом кон­вей­ер, ос­на­щен­ный дан­ны­ми из­де­ли­я­ми, тре­бу­ют бо­лее низ­ко­го стар­то­во­го уси­лия, что поз­во­ля­ет умень­шить энер­го­ем­кость про­из­вод­ст­ва и сни­зить се­бе­с­то­и­мость про­дук­ции.

С 2015 г. кон­ст­рук­ция ро­ли­ка мо­дер­ни­зи­ро­ва­на: на на­руж­ный ла­би­ринт ста­вит­ся за­щит­ный ко­жух, обес­пе­чи­ва­ю­щий до­пол­ни­тель­ную на­деж­ную за­щи­ту под­шип­ни­ко­во­го уз­ла от ме­ха­ни­че­с­кий по­вреж­де­ний и по­па­да­ния аб­ра­зи­вов. Це­на ро­ли­ков за­ви­сит от ти­по­раз­ме­ров и ви­да ис­пол­не­ния – обыч­ные и уси­лен­ные (дру­гой ти­по­раз­мер под­шип­ни­ков) и ко­леб­лет­ся в пре­де­лах от 180 до  900 руб­лей за еди­ни­цу, что не пре­вы­ша­ет цен ос­нов­ных кон­ку­рен­тов на со­от­вет­ст­ву­ю­щую про­дук­цию.

На пред­при­я­тии ве­дет­ся боль­шая ра­бо­та по по­вы­ше­нию ка­че­ст­ва про­дук­ции и пла­ни­ру­ет­ся ос­во­е­ние но­вой, а имен­но – проч­ных на­деж­ных ме­ха­ни­че­с­ких со­еди­не­ний кон­вей­ер­ных лент, что на­вер­ня­ка бу­дет вос­тре­бо­ва­но гор­ны­ми и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми.